Многогранный Саша Лебедев
Часть вторая
Говорим об общих знакомых. Я пытаюсь понять, что творится у них (у знакомых) в семье. Мне нашептали, что глава семьи гуляет налево, я видела его супругу в слезах, и мне ее жутко жаль, потому что я ее очень люблю. Ожидаю услышать что-то о непрочных семьях, о том, что уходит любовь, что семья сохраняется ради детей. А Саша вдруг:
- Она не поэтому плачет. Она плачет, потому что чувствует, как ее изменяет время. В душе у нее - молодость, а на лице - возраст. Она не может это в себе совместить.
Саше - неважно, кто гуляет налево. Он видит стареющую женщину и по-своему понимает ее слезы. Я-то думала: дело в любви и предательстве. А он почувствовал жажду жизни, проносящейся мимо. Мы помолчали: я вдруг вспомнила, что мне тоже скоро тридцать. И мой поезд движется в том же направлении.
|
У Саши - растет двухлетняя дочка. Представляете, я ее ни разу не видела! Целая жизнь родилась и освоилась в этом мире, а у меня даже нет ни одной зацепки: какая она, как растет? Для меня до сих пор сам Саша - изросший ребенок. Мне странно представить его в упоеньи отцовства. Кажется, он сам до конца не открыл еще мир, не распробовал до конца его вкусы и запахи. И вдруг - ответственность, пеленки и памперсы, все эти неизбежные ветрянки и диатезы, и гомонящие, нервные очереди в поликлинике. Но Саша говорит о дочери, как о равном, взрослом почти человечке - она для него не игрушка и не забава, а одновременно и друг, и аудитория, а еще она для него - главное произведение нынешней жизни, такое же как для обыденной повседневности магазины бытовой техники. Он ее не воспитывает, не учит, не наказывает - а созидает. Через нее пытается изменить обустройство мира, хотя бы того небольшого его кусочка, который - рядом.
- Больно видеть, как взрослые относятся к детям! - нервно трет он переносицу.
- А как взрослые относятся ко взрослым? - пытаюсь полемизировать я.
- Все начинается с детства, - спорит Саша. - Взрослые потому так и относятся друг к другу, что когда-то подобный стереотип в них заложили в детстве. Подумать только, что ребенок слышит в детстве: "Не суйся туда, упадешь!", "Не лезь туда, будет больно". И ребенок не суется. И потом всю жизнь не суется, привыкает. Человеку в детстве прививают страх поиска, страх движения!
Саша говорит о своей личной, спонтанной педагогической системе и силится доказать: если быть с ребенком честным, если не прятать от него мир с его настоящими эмоциями - вырастет гармоничная личность. А много гармоничных личностей составят гармоничное общество. Каждый человек должен вдохновенно творить своего ребенка, как единственное и главное произведение своей жизни, и тогда в мире будет меньше злобы, больше музыки.
<
|