«МУМИЙ ТРОЛЛЬ»: Кризиса не ждите!
|
Приход Ильи Лагутенко определил заданность развития российской рок поп сцены на целое десятилетие. «МТ» стали первыми, кто пробил брешь в ряду старых лиц заслуженных рокеров, которые мелькали то поочередно, то все вместе (как в клипе на песню К. Кинчева «Все это рок-н-ролл») на экранах телевизора. В 90- х подросло новое поколение, которому был непонятен и неинтересен политический пыл «стариков», привыкших всегда с кем то бороться. Да и новой власти безобидные «МТ», поющие непонятные песни понятными словами пришлись куда более по вкусу. Но самое главное что совершили «МТ», и в этом большая заслуга их продюсера Бурлакова, так это открытие принципиально нового пути восхождения к всенародной популярности. Хит видеоклип информационная раскрутка на радио и в печати. Эта схема упразднила ценностную категорию первых российских рокеров. Ведь если для них музыка была средством борьбы и протеста, то с рождением феномена «МТ» подобный подвиг был заменен термином «раскрутка». Механизм шоу бизнеса, ориентированного на западные образцы, стал доминирующим условием карьерного роста и популярности рок-музыканта.
Категория популярность стала распространяться и на рок музыкантов. До этого в понятие «рокер» вкладывался некий оценочный смысл. Рок музыка была своего рода проповедью, протестом, противостоянием, чуть ли не социальным подвигом. На волне популярности «МТ» появляется целая когорта их последователей, для которых рок это просто музыка развлекательного плана. Текста становятся не так важны, как прежде. Рок превращается в бизнес, теряя смысл прошлого, как средства выражения гражданской позиции, его продают везде и порой этого своего рода талисман на удачу. Поведение и стиль музыкальной деятельности новых рокеров потерял свою неизменную изоляцию от механизмов шоу бизнеса, который в рамках советской эстрады присутствовал всегда. Формирование новых возможностей российской шоу индустрии создали ситуацию, позволяющей объединить два несовместимых раннее понятия как «рок» и «поп». Так произошло рождение стиля «рокопопс».
|
И потому представляется более правильным рассматривать этот термин, а значит и роль такого явления как «Мумий Тролль», не в смысле музыкальной стилистической новации, а в смысле первого прецедента новых взаимоотношений в среде молодых рок музыкантов и сферы шоу бизнеса. И самое главное, тех глобальных последствий, которые эти новые отношения привнесли в ход, развитие и характер всей российской рок музыки.
Кажется, что свою слабость осознают и сами музыканты. Впервые «МТ» отправились в тур под покровительством спонсора в лице «Motorola». Опасения сбылись. По крайней мере, уфимский концерт показал очевидную нейтральность большинства слушателей города к современному «МТ». Аншлага не получилось. Большая часть билетов осталась не распроданной. И все же те кто пришел, скорее не пожалел об этом. Так как концерт может быть достоин самой высшей похвалы. «Тролли» играли вперемешку свои старые хиты с репертуаром «Меамуров». Нет смысла рассказывать подробности их выступления. Всем знакомы их песни. Замечу только, что в живую они звучат даже более сильно, напористо и цепляющее. Играли профессионалы. Играли слаженно и с максимальной самоотдачей. Поэтому при всей общей финансовой провальности прошедшего шоу, можно сказать, что качество его было на редкость для Уфы высоким и впечатляющим.
Так что же случилось с «Мумий Троллем»? Период кризиса, вызванного творческим истощением? И может быть виноваты десять лет «звездности», которые разучили Илью Лагутенко писать понятные для подростков песни? А может быть просто «Мумий Тролль» устал играть в бизнес и решил, наконец, писать так как пишется, а не так как диктует мода? Или это просто ошибка «троллей» как начинающих продюсеров, растерявшихся на деле без мудрого взгляда Бурлакова? А может быть справедливая доля истины присутствует в каждом из этих предположений? Как бы то ни было, похоже, изменчивые вкусы публики уже близки к желанию «поменять звезды».
<
|